Тенденции популярности разрешений экранов среди пользователей Рунета

Дата добавления: 19.04.2013, 01:07:00

Очень часто при составлении технического задания на разработку сайта встает вопрос: под какое разрешение экрана стоит адаптировать сайт в первую очередь? Ведь для большинства корпоративных сайтов создание полноценной адаптивной верстки, учитывающей каждое возможное разрешение всех в мире устройств или, уж тем более, создание специальных версий дизайна под каждый размер экрана — достаточно сложновыполнимая и весьма затратная задача. Более того, существует определенный риск, что затраты на реализацию подобных ухищрений так и не окупятся.

Прежде всего следует понимать, что для разных целевых аудиторий популярные размеры мониторов существенно отличаются. Например, крайне глупо ждать пользователей мобильных устройств с небольшими экранами на сайтах перегруженных рекламой или со сложными выпадающими меню, или с нестандартным функционалом, основанном на использовании дополнительных технологий Flash, ActiveX, SilverLight и т.п. Также практически не следует расчитывать на высокую долю мобильного траффика на сайтах-каталогах объемных файлов специфических форматов (векторные изображения, 3D-модели, базы данных и т.п.) или, например, на бухгалтерских сайтах (которые посещаются практически только в рабочее время и с рабочих компьютеров).

Также очень сильно влияет на популярное среди пользователей разрешение экрана адаптированность сайта под те или иные платформы. Если сайт сверстан таким образом, что работать с ним на маленьком экране крайне затруднительно (много колонок, очень широкие и в то же время небольшие по высоте элементы управления, множество выпадающих меню, действия вызываемые правой кнопкой мыши и т.д.), то, пожалуй, только ярый фанат этого сайта захочет зайти на него еще раз со своего мобильника или смартфона.

Общая тенденция в настольных и ноутбучных решениях примерно такая: из-за обилия предложений HD экранов в последние годы, на рынке компьютерной техники с 2011 года наметился уверенный рост популярности разрешения 1366х768 (HD). Это преимущественно экраны с диагональю от 12,5 до 16 дюймов у ноутбуков и от 17 до 19 дюймов у десктопов. А с 2012 года (хоть и не так стремительно как HD) начал набирать популярность формат 1920х1080 (FullHD). Таким разрешением сейчас могут похвастаться некоторые ноутбуки от 15 дюймов и более, все настольные мониторы последних лет с диагональю более 21 дюйма и даже некоторые планшеты. Хотя при веб-серфинге на планшете (или смартфоне) разрешение экрана не стоит воспринимать так же, как и на настольных компьютерах. Правильно сверстанный сайт на обычном экране FullHD и на планшете с таким же разрешением будет выглядеть совсем по-разному.

Наряду с сеймейством форматов HD достаточно стабильно удерживают позиции и всем привычные небольшие "офисные" экраны с разрешениями 1024х768, 1280х1024 и 1280х800, но по большей части не из-за того, что никто пока еще не выкидывает старые мониторы, а из-за стремительно растущей популярности планшетов.

Кстати, популярность планшетов (да и более мелких мобильных гаджетов) очень активно растет с середины 2011 года. Тогда начались массовые продажи доступных Андроидов, довольно демократичными по цене стали iPad'ы и спустя примерно год, в 2012-м, начали появляться первые устройства на Windows 8.

С весны 2012 года начался, не побоюсь этого слова, "взрывной" рост посещаемости с Android-устройств (почти на 170% за 6 месяцев второго полугодия 2012-го) за счет того, что цена на планшеты и смартфоны с этой операционной системой от не сильно раскрученных брендов опустилась ниже психологического барьера большинства покупателей в 6 000 рублей.

Октябрь 2012 года стал переломным периодом в расстановке сил среди мобильных операционных систем "второго эшелона". Именно тогда Nokia начала активно продавать новую коллекцию Lumia, начав вывод из эксплуатации устройств на собственной SymbianOS. В то же время усиленно стала набирать популярность Windows 8 (примерно с такой же интенсивностью как и Android ровно за год до нее).

Устройства от Apple на данный момент, как и все остальные портативные девайсы все чаще посещают сайты. Их рост можно назвать активным и планомерным, однако общая доля траффика с iPhone и iPad начала отставать от Андроида в середине прошлого года и на данный момент разрыв между ними все больше увеличивается.

Одним словом, по всем мобильным платформам в течение последнего года наблюдается стабильный рост посещаемости и пока тенденций к снижениям темпов нет. Однако несмотря на стремительный рост "мобильных" посетителей, их общая доля на текущий момент еще не достаточно высока (в зависимости от тематики интернет-ресурса в большинстве случаев она колеблется в пределах 5-15%), что в данный момент не дает возможности строить прогнозов на ближайшее будущее по абсолютно популярному разрешению экрана для всех платформ.

Но предварительные выводы сделать можно.

Для десктопов экраны становятся больше и стандартизируются под два вида - FullHD и HD, однако умеренный рост показывает также разрешение 1600х1200. У ноутбуков преобладают HD-экраны. А у планшетов очень уверенно набирают популярность разрешения 640х480 и 800х600 (категория бюджетных решений от малоизвестных производителей) за счет их доступности.

Что же касается "абсолютного эталона" экрана... При разработке сайтов в ближайшие пару лет специалисты студии "i-deal" склонны ориентироваться на ширину в 1280 и высоту 768 пикселей. Хотя необходимым минимумом по ширине по-прежнему мы намерены считать 1024 пиксела, под который должен быть адаптирован каждый сайт.